Поиск


Вселенский собор как инструмент геополитики США

Президент США Барак Обама и патриарх Константинопольский

Новый Вселенский Собор может стать попыткой "рейдерского захвата" Русской Церкви. В мае-июне 2016 года, по всей видимости, все-таки состоится событие, по большому счету, грандиозное - Всеправославный Собор представителей почти всех православных церквей в мире. В одном из заявлений последней предуготовительной межправославной конференций говорится, что это произойдет "если не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства".

Обстоятельства же складывались так, что за 1000 лет, пока разрушались и создавались государства, гремели войны, бушевали революции, христиане пытались созвать очередной Вселенский Собор, но всегда что-то мешало.

Шутка ли, собрать православных на Вселенский Собор в свое время не удалось даже Сталину, при котором СССР активно занимался этим вопросом, желая дать русскому Патриарху статус Вселенского. И вот теперь Собору не помешали даже предвоенные уготовления Турции и России. Общим решением из-за ухудшения отношений между Россией и Турцией его перенесли из Стамбула на Крит, который также находится на территории Вселенской константинопольской Церкви. Патриарх Кирилл уже успел обсудить вопрос Собора с Владимиром Путиным и получить одобрение. Все это дает понять, что настрой на проведение мероприятия более, чем серьезный. Если бы хотели найти повод Собор отменить — это было бы нетрудно.

Вселенский Собор есть наивысший орган управления Церкви. Однако хитросплетения канонов предполагают, что собственно статус вселенского мероприятие получает только постфактум, спустя какое-то время, после его проведения, если большинство участников признает, так или иначе, его решения. Неудивительно, что и теперь вокруг Собора клубится грозная риторика и произносятся самые страшные речи. Многие верующие во всем мире, не только в России, уверены, что Собор призван быть "модернистским", "либеральным" и "масонским".

Предполагается, что Собор станет ареной борьбы Москвы и Константинополя\Стамбула, где последний олицетворяет глобализм, мировой олигархат и управление Церковью из Вашингтона. Иерархи на нем якобы окончательно утвердят путь на создание так называемого "европравославия" или "синкретического православия", превратив религиозную традицию в фольклор. Священноначалие и епископы же пытаются объяснить, что, так или иначе, им нужно уже собраться и обсудить накопившиеся за века проблемы, а ничего глобального происходить не будет. Но если не будет поднято важных вопросов, зачем тогда проводить Собор вообще, задаются вопросом верующие.

Отсюда и главный вопрос, является ли этот Собор Вселенским, точнее будет ли он на это звание претендовать. В русской традиции существуют представления, основанные на приписанных разным святым пророчествах, что VIII Вселенский Собор станет "разбойничьим", "волчьим", поскольку на нем Православная Церковь окончательно сдаст позиции и пойдет на объединение с еретиками, поэтому он станет явным признаком конца времен.

Впрочем, православные богословы уже два года вовсю работают над тем, чтобы успокоить паству. Например, утверждается, что VIII Вселенский Собор был уже давно, просто это не заметили или забыли. По одной версии, VIII Вселенский Собор состоялся в конце XI века, однако его не признали участвовавшие и осужденные там легаты Рима, который тогда еще не считался еретическим. По другой версии VIII Вселенским Собором был Ферраро-Флорентийский Собор, где уже православные представители вынуждены были подписать частичную унию, но затем также отказались его признать, под давлением верующих. Впрочем, не оглядываясь на исторические события, в Русской Православной Церкви все равно избегают называть грядущий Собор Вселенским, предпочитая название Всеправославный. Константинополь\Стамбул однако же, являясь Вселенской Церковью, этого названия не стесняется.

"Является ли данное мероприятие Вселенским, апостасийным, "волчьим" Собором, о котором говорили отцы Церкви, вопрос сложный. Если формально подходить, с точки зрения канонической, таковое мероприятие, конечно, не является тем самым древним Вселенским Собором, поскольку в нем участвует ограниченное число архиеерев, которые не были выбраны в Церкви, а были назначены представителями путем бюрократических процедур. Не представлены на этом Соборе и миряне. Уже это говорит нам о неканоничности намечающегося Собора. Но с другой стороны, если Собор "волчий", если он "апостасийный", то он и должен быть неканоничным, как иначе? Вопрос получается сложный, и отвечать на него должны духовидцы, а не такие грешники как я. Не дерзаю судить о вещах подобного рода, ибо вопрос 8-ого Вселенского Собора, отрешенного Собора - вопрос эсхатологии, науке о конце времен. Вопрос этот, как было предсказано, будет решаться в последние времена и будет совершенно неоспоримым признаком прихода в мир Антихриста", - комментирует Накануне.RU редактор интернет-телеканала День-ТВ Андрей Фефелов.

Однако кроме яркой проблемы апокалиптических фобий, вокруг созыва Всеправославного Собора существуют и более земные проблемы. Эсхатологический флер вокруг него лишь обостряет их. Очередной попытке созвать Собор только официально более 50 лет. Одних предсоборных конференций за это время прошло несколько десятков. Сама же идея еще раз попробовать собрать новый Вселенский Собор бродит по православному миру и вовсе с 1860 года. Эта попытка лоббируется Вселенским патриархатом в Константинополе.

Константинопольский, а сейчас фактически стамбульский патриархат, объект внутрицерковных анекдотов, поскольку в самом Стамбуле нынешний Патриарх Варфоломей может собрать немногим более 3000 верующих. Однако по так называемому "праву чести" Варфоломей занимает среди патриархов первое место среди равных, и, принято считать, что пользуется также активной поддержкой США.

Неудивительно, что по общему мнению наблюдателей из России, Константинополь имеет свой конкретный план, связанный с новым Вселенским Собором: реорганизовать ныне весьма вольное и не очень обязательное общение православных поместных церквей в нечто более централизованное и управляемое. Собственно единство и есть основная и заявленная публике цель Собора. Только вот понимается эта идея по-разному.

"Исторический опыт показал, что автокефальные Церкви часто ведут себя как самодостаточные Церкви, как бы говоря остальным Церквам: "ты мне не надобна" <...> Все сие выявляет необходимость в некоем [регулирующем] органе, учрежденном официально или неофициально, который решал бы все возникающие расхождения и проблемы во избежание разделений и распрей", - говорил константинопольский патриарх Варфоломей в своем выступлении в марте 2014 года.

Таким органом, по его мысли, мог бы как раз и стать такой Собор. "Создается впечатление, что Православие — множество Церквей, но не Единая Церковь". Таким органом, полагает нынешний Вселенский Патриарх, является учрежденный более 50 лет назад Вселенским Патриархом Афинагором институт Всеправославных конференций.

По мнению протестующих против участия в Соборе Русской Православной Церкви, план Варфоломея прост: создав при помощи Собора наднациональную структуру (к примеру, Всеправославные конференции, решения которых будут обязательны для исполнения), начать осуществлять управление всеми православными Церквями в мире. При этом на этом этапе, как говорят протестующие, без разницы, какие решения примет этот Собор. Важно лишь, чтобы фактом своего существования он так или иначе легитимизировал подобный орган.

Собственно, претензии константинопольского престола - давно одна из ключевых проблем Всеправославного Собора. Еще 50 лет назад в подобных предложениях большинство наблюдателей из России усмотрели "накат" на позиции Русской Православной Церкви. Русская Церковь, как и некоторые другие поместные Церкви, настаивают на сохранении устоявшегося за 2000 лет порядка, напоминая о традициях соборности, заложенных еще в раннехристианские времена.

Надо заметить, что Вселенский патриархат давно уже не пользуется доверием в России, да и не только в России, от участия во Всеправославном Соборе отказались Элладская Церковь, в юрисдикции которой находятся влиятельнейшие в православном мире афонские монастыри, а также Грузинская церковь. Православная общественность во всем мире вовсю обвиняет константинопольский патриархат в связях с ЦРУ, большая часть его паствы - американские греки, а в его претензиях видит попытку упразднить влияние РПЦ на православных. Мягко говоря, недоумение вызывает и католикофилия нынешнего константинопольского патриарха.

"Константинопольский Патриарх сейчас ведет себя весьма удивительно – он полностью уже готов объединиться с Римом! Оказывается, с его точки зрения – нет никаких вопросов, кроме одного: будет ли Папа главой церкви?" - комментировал два года назад диалог о Всеправославном Соборе профессор Московской духовной академии Алексей Осипов.

В этом заключается и другая проблема Собора. С одной стороны, верующие открыто высказывают недоверие Константинополю, с другой стороны, нет доверия и к некоторым собственным представителям. Так, особую озабоченность вызывает фигура митрополита Илариона, который славится в церковных кругах своей католикофилией.

Православная общественность углядела в бесконечных Всеправославных конференциях открытые намеки на то, что близится сдача позиций в самом вероучении. Речь, в первую очередь, об экуменизме, движении за объединение христианских конфессий, зародившееся в 30-х гг. XX века (у истоков, к слову, стояли в том числе и пассажиры "философского парохода" о. Булгаков и Бердяев).

Долгое время в различных своих изводах экуменическое движение, доходившее до самых разнообразных маразмов, от совместных молитв с шаманами, до общих богослужений с совершениями таинств Церкви, оставалось маргинальным на Западе, чем-то вроде изысканий филологов левых взглядов, пытавшихся синтезировать общемировые языки, такие как эсперанто. Отчасти это происходило еще и потому, что подобные акции пользовались одобрением союзников СССР в левом движении Запада и были антиглобалисткими. Однако с распадом СССР ситуация вдруг изменилась и из маргинальной среды экуменистические идеи просочились в самые высокие кабинеты и вдруг стали оружием глобалистов.

С тех пор православные форумы полнятся фотографиями православных иерархов на совместных мероприятиях вместе с католиками, протестантами или даже иудеями, неизменно вызывая гнев их участников. Над всем над этим летает призрак масонства и невидимой руки мировых элит, неудивительно, что часть верующих уверена, что дух экуменизма давно поселился в московских келиях и высоких кабинетах.

Бояться есть чего. Для примера, два года назад Москве в Мемориальной синагоге на Поклонной горе проводился межконфессиональный пасхальный марафон в целях взаимопонимания и сотрудничества между представителями традиционных религий. Проходило все при поддержке правительства Москвы. Праздничные концерты шли на Страстной седмице.

"Например, вот иеромонах Димитрий, член миссионерской комиссии при правительстве Москвы, выступая на межрелигиозном пасхальном мероприятии, проводимом при поддержке московского правительства, рассказал о православном понимании Пасхи. Это прекрасно! Видимо, есть, оказывается, некоторое православное понимание Пасхи, а есть иудейское. Есть, правда, такая мелочь как Воскресение Христово, в которое иудеи не веруют, но она, похоже, была преодолена", - комментировал тогда православный писатель, главный редактор информационно-аналитического портала о религии "АМИНЬ.SU" Владимир Семенко.

В обнародованной повестке Собора, сформированной в результате 50-летней борьбы, действительно довольно большую часть занимают вопросы о межрелигиозном общении. Однако, многие "экуменические", либеральные вопросы Русской Церкви удалось выбить из повестки. В ноябре 2015 года Русская Церковь отказалась подписать так называемый "документ об извращенцах" - проект положения о вкладе Православной Церкви в ликвидацию расовой и иной дискриминации, который готовился для Собора. Также были выключены вопросы о смене календаря, "обезврежен" вопрос о браке и сокращении и облегчении постов, и второженстве священства — всего того, что лоббировал Константинополь. Русская Патриархия подает это как безусловную дипломатическую победу. 

По словам историка религии и бывшего члена Межрелигиозного совета России Романа Силантьева, упреки к Отделу внешних связей РПЦ, который, собственно, и отвечает за общение Русской Церкви с другими конфессиями, напрасны. Большего противника экуменизма, чем ОВСЦ, в стране просто нет, считает Силантьев.

"На самом деле я сам несколько лет и достаточно длительный период проработал в отделе Внешних церковных связей и ездил на разные межрелигиозные конференции, в том числе на генеральную Ассамблею Всемирного совета Церквей. Могу сказать, что более яростных антиэкуменистов, чем сотрудников этого отдела, найти просто нельзя. Постоянно звучали различные предложения об общей молитве и тому подобные. Конечно, это не встречало никакого одобрения. Я не помню, чтобы ходили на какие-то совместные молитвы. Скорее над такими практиками откровенно издевались", - отметил он.

По мнению журналиста Максима Шевченко, тема экуменизма просто не может появиться на Соборе, как бы кто того ни хотел, поскольку она была давно закрыта святоотеческим учением.

"Экуменизм? Что там разбирать? Совместное богослужение запрещено святыми отцами. Есть правила, и предмета для спора тут просто нет. Совместные богослужения - это просто ложь. Я уважаю своих друзей, католиков и протестантов. Находясь рядом с ними, я молюсь, но не нахожусь с ними в единой молитве, хотя мне много раз в Италии, Швейцарии предлагали причащаться. Я говорил: "Не могу, потому что это будет ложь". Равно как находясь рядом с друзьями-мусульманами, я тоже молился, но у них, правда, нет литургии, поэтому и вопросов тут нет", - прокомментировал Накануне.RU Шевченко.

Однако, сам грандиозный Собор, по его мнению, собранный первый раз за несколько веков по ненадлежащему поводу, будет выглядеть странно.

"Причиной созыва Вселенских Соборов было изучение некой ереси. Грубо говоря, все Соборы дополняли Символ веры, каждый Собор ставил точку в важнейшей богословской дискуссии. Какая сейчас концептуальная причина для созыва такого Собора? Решения об автономиях и автокефалиях могут приниматься на уровне патриархов, Вселенские Соборы для этого не требуются. Что касается украинских Церквей, то для их осуждения не нужен созыв Вселенского Собора, потому что Церкви эти и так раскольнические, поскольку не признаны ни одной православной церковью в мире, кроме украинской автокефальной церкви, часть которой происходит от украинской автокефальной церкви, которая до 1939 года находилась на территории Польши, разделенной потом между Германией и СССР.  Коллизия в том, что формально церкви на территории Галиции и Волыни имеют каноническое происхождение и в частичном общении признаны Константинополем. Но, конечно, Филарет устроил там по факту абсолютную самостийность и раскольническую организацию. Для осуждения ее Собор не нужен. Тогда зачем нужен этот Собор? Просто заявить, что мы за мир во всем мире, выразить отношение к Америке? Не мелковато ли для Вселенского Собора? Церковь пребудет во веки, а цари уходят и приходят", - говорит Шевченко.

"Я просто не вижу причин сейчас для созыва Вселенского Собора. Но чтобы успокоить верующих, надо напомнить, что Патриарх Кирилл является православным патриархом, и, разумеется, ничего крамольного он подписывать не будет. Ну а если Господь попустит, то было уже в истории у нас такое, когда один патриарх подписал кое-что в Европе и, вернувшись в Москву, был просто выгнан москвичами. Москвичи его просто не пустили в город после подписания унии. Уверен, что наш православный патриарх на такое не пойдет, а если что-то случится, то будем действовать в соответствии с уставами и принципами православной веры, ибо молчанием предается Бог", - продолжает он.

Однако верующие и не думают успокаиваться. Они уверены, что опасен не сам Собор, а факт его проведения. Последние два года, когда стало ясно, что подготовка к Всеправославному Собору вышла на финальную стадию, по стране прошли акции протеста, посыпались обращения к Патриарху и священноначалию.

"Мы каждый день получаем по два-три письма от православных верующих из разных уголков нашей Родины, содержащих призыв «не ехать на Восьмой Вселенский Собор, не ехать на антихристов собор", — жаловался прессе митрополит Иларион, глава Отдела внешних церковных связей.  По его словам, в один из дней поступило 43 таких письма.

 Под давлением православной общественности Русская Церковь в свою очередь убедила Константинополь опубликовать документы предстоящего Собора. Однако и это не успокоило протестующих. Если суммировать их позицию в некоторое общее мнение, патриоты от Церкви надеялись, что в связи с украинской политикой (в этой среде патриарху даже приписывали авторство термина "Русский мир") и поддержкой Путина на выборах начинается разработка идеологии для страны внутри Церкви. Однако этого так и не состоялось, причем вину за смену курса возлагают именно на Иллариона, который, по одной из конспирологических версий, накануне второго Майдана в очередной раз посетил Польшу и участвовал в очередном мероприятии по сближению с католиками. С этим визитом связывают молчание ОВЦС по поводу второго Майдана, где верховодили, кстати, в том числе и украинские раскольники. Также протестующие полагают, что тема Вселенского Собора окончательно была поставлена на повестку при косвенной поддержке бывшего президента Украины Ющенко, который будучи еще на посту, пытался сделать своего брата-монаха главой автокефальной православной церкви Украины. Но автокефалия тогда была не провозглашена Константинополем, и якобы Вселенский Собор стал уступкой стамбульскому патриарху от Русской Церкви за это. Только вот пойти на нее пришлось наперекор позиции большого числа православных.

Так это или нет, можно заметить, что Русская Церковь не смогла избежать веяний духа мира. Основная проблематика ситуации вокруг Вселенского Собора отчетливо напоминает и политическую ситуацию в стране в целом. Симпатии части церковного руководства не только к единоверцам за рубежом, но к Ватикану, к экуменическому движению, к Западу в целом, слишком заметны и слишком бросаются в глаза, чтобы их можно было аккуратно скрыть. Ожидаемо, что заявления и поступки митрополита Илариона и его единомышленников раздражает консервативнуюю и патриотическую часть православных, которые тем не менее чувствуют себя в положении собаки, лающей на караван. Впрочем, Русская Православная Церковь уже давно сильно старше любой формы российской государственности, имеет тысячелетний опыт преодоления кризисных ситуаций, продолжая оставаться собой и сохраняя основные принципы своего существования. Может, если Церковь не смогла родить в своих недрах идеологический проект для страны, у нее получится хотя бы дать рецепт преодоления кризиса современной политической системе? 

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Russian Bulgarian English Estonian German Latvian Lithuanian

Добавить материал

 

 

Фильмы о Войне

Фактор Времени