Торпедоносцы Fairey Swordfish

Торпедоносцы Fairey Swordfish выпускались фирмой Fairey Aviation Company и состояли на вооружении морской авиации Королевского флота Англии. Несмотря на то, что самолет уже устарел в 1939 году, он довольно успешно применялся в ряде операций Королевского флота в годы Второй мировой войны и состоял на вооружении вплоть до самого конца войны. Самолеты Swordfish также использовались для борьбы с подводными лодками и как тренировочные.
Конструкция самолета Swordfish берет свое начало от Fairey Private Venture (PV). Первоначально ожидалось, что это будет самолет-корректировщик огня корабельной артиллерии, однако затем еще добавилась роль торпедоносца. Прототип самолета под названием TSR II впервые поднялся в воздух 17 апреля 1934 года. Это был здоровый биплан со складывающимися крыльями для удобства размещения на палубе авианосца. Заказ на серийное производство самолета поступил в 1935 году, а в 1936 году самолет был официально принят на вооружение морской авиации (позднее подчиненной Королевским ВВС).



К 1939 году морская авиация, пока еще под руководством флота, имела в своем составе 13 эскадрилий, вооруженных самолетами Swordfish Mk I. Кроме того было еще три звена Swordfich на поплавковых шасси. Они размещались на оборудованных катапультами линкорах.

Самолеты Swordfish базировались на легких эскортных авианосцах, переделанных из крупных сухогрузов или танкеров. Такие авианосцы включались в состав охраны конвоя и могли нести 3-4 самолета Swordfish на своей палубе. Три таких авианосца были голландскими и несли самолеты 860-й (голландской) эскадрильи морской авиации. Остальные авианосцы данного типа принадлежали 836-й эскадрильи морской авиации. В одно время эта эскадрилья была крупнейшей, насчитывавшей в своем составе 91 самолет.

Серийный выпуск самолетов Swordfish закончился лишь в 1944 году. Фирма "Fairey" выпустила всего 692 единицы этих самолетов, а "Blackburn" - порядка 1699 единиц. Всего было построено 2391 самолет.

Боевое применение


В апреле 1940 года 812-ю эскадрилью морской авиации, вооруженную самолетами Swordfish, подчинили Береговому командованию. Эта эскадрилья успешно занималась постановками мин в Ла-Манше и в Северном море. В октябре 1940 года 202-я эскадрилья в Гибралтаре получила самолеты Swordfish Mk I с поплавковыми шасси. До января 1942 года они патрулировали Гибралтарский пролив. 119-ю эскадрилью вооружили машинами Swordfish Mk III под конец войны. В январе-мае 1945 года самолеты этой эскадрильи, поднимаясь с баз в Бельгии, искали немецкие подводные лодки в Северном море.