Поиск


Самолет-истребитель МиГ-29СМТ может то, на что не способны самолеты НАТО

Самолет МиГ-29СМТ

Самолет МиГ-29, о котором пойдет сегодня речь, часто сравнивают с автоматом Калашникова. Неприхотлив – он может сесть даже на разбомбленную полосу. Удобен в эксплуатации – двигатель меняется в нем всего за один час, ни один другой истребитель в мире не обладает таким качеством. Прост в управлении – это значит, что он прощает ошибки пилотирования, а как он управляется, когда пилот действует безошибочно, чтобы вы понимали, на таких самолетах летает известная пилотажная группа «Стрижи».

Эта знаменитая группа, летает на МиГ-29 и выполняет различные воздушные элементы сохраняя небольшую дистанцию между самолетами. «Стрижи» летают при парадах над Кремлем, а также на международных авиашоу над зрительскими трибунами.

Немногие знают, что истребитель МиГ-29 первый в истории авиации самолет, машина которого оказалась сильнее человека. Стальная конструкция корпуса воздушного судна выдерживает такие нагрузки, с которыми не справляется организм летчика. Но разве это плохо, управлять самолетом с таким запасом прочности? Именно на МиГ-29 многие фигуры высшего пилотажа были сделаны впервые в истории человечества благодаря его передовым характеристикам. Если к этому добавить, что и цена самолета приемлемая, то становится понятным, почему его покупают во всем мире. Даже армия США держит у себя самолет МиГ-29!

56 стран – такой большой рынок нашей машины и это тоже рекорд Вооруженных сил России. Такой же популярностью может похвастаться только автомат Калашникова. Часто бывает, что все самое интересное Россия показывает на Западе. В частности, летом 2015 года, самолет МиГ-29 побывал в Великобритании, на королевском авиашоу в Глостершире. Никогда прежде, ни один самолет там не демонстрировал таких номеров, которые показала наша машина.

В XIX веке говорили – какой русский не любит быструю езду. Сегодня век XXI и что касается быстрой езды, кое-какие тесты над самолетами уже проводились. С места до 100 км/час мы разгоняли новейший истребитель Су-30СМ, затем тоже самое повторяли с истребителем-бомбардировщиком Су-34, но все заканчивалось торможением на взлетно-посадочной полосе. Летать на этих истребителям людям без специальной подготовки не положено. Но на МиГ-29 такая возможность представилась возможной. Почти любой из вас может слетать на МиГе в стратосферу и пережить перегрузки в 7G.

Юрий Поляков – летчик испытатель завода «Сокол» будет сегодня нашим пилотом и инструктором по подготовке к полету. Для Юрия Полякова самолет МиГ-29 почти родной, он летает на нем 29 лет, приятное совпадение. Более того, Юрий Поляков не просто летчик, а летчик испытатель и это добавляет уверенности. Первым делом, для допуска в кабину самолета необходимо пройти медицинский осмотр для оценки состояния здоровья. Чтобы пройти его, достаточно иметь нормальное давление, цвет лица и никаких промилле алкоголя в крови. Впрочем, каким бы отменным не было ваше здоровье, вам необходимо научиться пользоваться кислородной маской. Разобравшись с маской, надеваем костюм – обычный, хлопчатобумажный, разве что без пуговиц и ремней, все что может оторваться, в полет не берут. Тем более в такой, где нам предстоит сделать то, что делает на МиГ-29 лучшая пилотажная группа «Стрижи», которые первыми начали летать в День Победы над Кремлем.

Юрий Поляков рассказывает, какие воздушные фигуры нам удастся выполнить в небе – это будет и вираж c перегрузкой в 5G, затем совершим горку 60 градусов с переворотом, после сделаем петлю Нестерова с перегрузкой 6G. Также нас ждет выход на сверхзвук и колокол – фигура, которая еще 30 лет назад была недоступной человечеству. Юрий Поляков рассказывает, что фигура колокол выполняется с набором высоты под углом 70 градусов, убирая при этом обороты двигателя, торможение происходит на скорости 0 км/час и затем МиГ-29 опустит нос и перейдет в свободное падение, при этом пилоты самолета практически испытают ощущение невесомости.

МиГ-29 и фигура высшего пилотажа Колокол

Для истребителя МиГ-29 фигура колокол знаковая. До него этот воздушный трюк не делал ни один самолет в мире. Впервые данную фигуру выполнил великий советский пилот Анатолий Квочур. Это был 1988 год, авиасалон в британском Фарнборо, тогда СССР впервые демонстрировал Западу свои новейшие истребители и конечно хотелось показать то, на что не способны были пилоты НАТО.

Анатолий Квочур - пилот истребителя МиГ-29

Летчики испытатели хотели выжать максимум при демонстрационном полете, например, выполняли такую фигуру, которая называлась квадратная петля, то есть во время движения самолет резко меняет траекторию и обычная петля Нестерова, которая выполняется плановым движением, превращается в прямоугольную петлю. Перегрузка, которую летчик испытывает в этот момент, достигает 11G.

Пройдет год и на французском авиасалоне Ле-Бурже Анатолий Квочур переживет для себя еще один новый рекорд на МиГ-29 – катапультирование с высоты 80 метров. Летчик не только выживет, из госпиталя его выпишут через несколько дней. Этот печальный случай станет рекламой советским систем катапультирования. Позднее выяснится, что ни самолет, ни летчик не виноваты, в сопло двигателя истребителя попала птица.

К полету готовят истребитель МиГ-29 – заливают горючее в баки, подключают питание, убирают заглушки и специально для нас закрепляют видеокамеры и это тоже наука, ведь снимающим устройствам предстоит пережить не только перегрузки сверхзвукового полета, но и настоящий холод.

Артур Саркисян – военный летчик-истребитель первого класса, но весь мир его знает как оператора, который снимает самолеты в экстремальных режимах пилотирования. Между прочим, это он готовил прямую трансляцию с борта истребителя во время открытия Формулы-1 в Сочи, когда среди зрителей сидел Верховный главнокомандующий Владимир Путин.

Артур Саркисян рассказывает, что камеры крепятся на прочные стальные захваты, которые обеспечивают защиту от вибрации, что в свою очередь крепятся на самое жесткое место самолета – монолит конструкции машины. На борту нашего МиГа таких камер будет шесть, плюс еще несколько в кабине.

Тот самолет, на котором мы проведем полет и те машины, на которых летают «Стрижи» - это истребители старого поколения. Между тем, корпорация «МИГ» по заказу Министерства обороны разработала новую версию МиГ-29СМТ, которая поступает сейчас на вооружение в российскую армию. Это модернизированный, многофункциональный истребитель поколения 4+.

Разница между МиГ-29 и МиГ-29СМТ

Генеральный директор корпорации «МИГ» Сергей Коротков рассказывает нам, чем отличается первый самолет МиГ-29 от обновленной модификации с индексом СМТ. Первая версия самолета была спроектирована еще во времена СССР и её задача заключалась в решении ситуаций связанных с противовоздушной обороной, которые на тот момент имели место. Новый истребитель МиГ-29СМТ может работать, как по воздушным, надводным так и по наземным целям и способен нести всю номенклатуру средств поражения, которые сегодня существуют. Также самолет может в перспективе принять на борт новые типы вооружений.

Стоит понимать, что работать по наземным целям может и старый МиГ при помощи крупнокалиберной пушки, однако это уже старый век, новый МиГ делает ставку на ракеты и главное – на локатор, который устанавливает в носовой части воздушного судна. Теперь истребитель видит цель на расстоянии 300 километров. Сергей Коротков поясняет, что новый МиГ-29СМТ может не только увидеть цель, но еще и распознать её, какой именно самолет летит. Все это осуществляется благодаря заложенной в память библиотеке известных на сегодняшний день воздушных аппаратов.

На новом МиГе-29СМТ пилот может управлять самолетом, не отрывая руки от рычага, это как на современных автомобилях основные функциональные кнопки управления оборудованием вынесены на руль также и в истребителе. Сергей Коротков объясняет, что бортовые системы самолета могут одновременно сопровождать 10 целей, плюс работать по 4 целям. Благодаря аналитическим алгоритмам система выбирает наиболее опасные цели и рекомендует летчику работать по ним, но в тоже время пилот способен принимать самостоятельные решения и выбирать цели на своё усмотрение.

Военный представитель Николай Чижов рассказывает, что сборка одного самолета МиГ-29СМТ составляет порядка 9 месяцев, идет движение по технологическому циклу, после чего истребитель остается на заводе еще 2,5 месяца. Собирают аппарат в 6 этапов, сначала монтируют трубопровод, затем кабельную сеть, после устанавливают двигатель, затем ставят систему управления. Уже собранный самолет поступает в службу качества и военной приемки, после этого истребитель поступает в дождевальную установку и отправляется на летную станцию для дальнейших испытаний.

Возвращаемся в Нижний Новгород, на испытательный завод «Сокол» для совершения полета на учебном, двухместном МиГ-29. Пилот Юрий Поляков проводит инструктаж по приборной панели, детально объясняя, что означают те или иные показатели приборов. Самыми главными датчиками, которые необходимы пилоту, являются альтиметр – который показывает высоту, а также прибор указывающий перегрузку.

С погодой нам не очень повезло, облачность началась на высоте 150 метров и закончилась на 8 километрах. Юрий Поляков рассказывает, что на такую высоту истребитель поднялся за 4 минуты. Затем самолет поднялся на высоту 11 километров и вот наступил момент долгожданного сверхзвукового режима полета на скорости больше 1 100 км/час. В таком режиме полета существует один большой минус – слишком много топлива уходит на преодоление звукового барьера и поддержания такой большой скорости.

Топливные баки МиГ-29СМТ

Топливо располагается практически во всех частях МиГ-29, также недавно появилась дополнительная подвесная емкость объемом 920 литров, о чем нам рассказывает Сергей Ревков, заместитель главного конструктора МиГ-29. Максимальный объем топлива, который позволяет брать на борт новый МиГ-29СМТ, составляет 4 300 литров внутреннего бака, основной подвесной подфюзеляжный бак еще 2 000 литров и два подвесных подкрыльевых бака по 1 500 литров. С таким запасом топлива самолет может преодолеть расстояние порядка 3 100 километров, объясняет Сергей Ревков.

Залить в истребитель 4 тонны топлива – это только половина проблемы, необходимо еще, чтобы топливо равномерно поступало в двигатели. Теперь давайте рассмотрим такую проблему, как перетекание топливо из одной точки бака в другую со смещений центра тяжести самолета, что может влиять на его управляемость и курсовое направление. Чтобы такая ситуация не возникала, создатели МиГа придумали систему поэтапного отбора топлива из отдельных камер внутреннего бака.

Несмотря на такую сложную систему трубопровода для подачи топлива из разных блоков бака, МиГ-29 ставит рекорд по скоростной замене двигателя, на что требуется 2 часа (час снять и час поставить новый), рассказывает Сергей Коротков.

Перегрузка, которую испытывает летчик МиГ-29, порой достигает 11G. При такой перегрузке у неподготовленного человека произойдет потеря сознания, да и для обычного летчика это много.

МиГ-29 в странах НАТО и США

После развала СССР, летчики НАТО начали тестировать истребитель МиГ-29, когда самолеты армии ГДР достались вооруженным силам ФРГ. Эти самолеты использовались при совместных тренировках, когда МиГ-29 встречались в воздушных боях с F-16, F-18, с самолетами Gripen из Швеции. Во всех боях истребители МиГ-29 одерживали победу, рассказывает Сергей Ревков. А еще, во время этих воздушных баталий, выяснилось, что западная техника не может сделать ни кобру, ни колокол, ни уж тем более, повторить еще один фирменный номер МиГа – полет на сверхмалых скоростях.

ВВС США до сих пор повышают квалификацию своих военных летчиков на советских МиГах. У них находится порядка 6 машин, которые они в свое время приобрели. Речь идет про обычную модификацию МиГ-29, с обычными двигателями, без отклоняемого вектора тяги. Даже первые двигатели самолета обладали определенными преимуществами. У входа в сопло двигателя имеется створка, которая может открываться и закрываться. Она используется при взлете и посадке, чтобы закрыть осевой вход двигателя от попадания посторонних предметов. Посторонние предметы на взлетной полосе – это не просто камни или песок, МиГ-29 создавался как самолет для наступления и как показал опыт Первой и Второй мировых войн истребителям порой приходится взлетать и садится на полосе израненной воронками – и это тоже рекорд нашего МиГа, немногие истребители сядут в таких условиях.

Закончился наш полет на МиГ-29, в котором мы находились в воздухе, по словам Юрия Полякова, около 28 минут. Ощущения – незабываемые. Уже сложилась традиция, когда 9 мая, пилотажная группа «Стрижи» на МиГ-29 летят над Кремлем во время торжественного парада. Они были первыми, кому разрешили летать над Москвой на настоящих боевых истребителях в группе при столь малых высотах. Так что запишите еще два плюса в список достоинств нашего самолета – это надежность и предсказуемость. Неслучайно в России МиГ-29 сравнивают с автоматом Калашникова, а наши «друзья» из НАТО называют его «точкой опоры». Ведь и в самом деле, на этого «парня» можно положиться.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Russian Bulgarian English Estonian German Latvian Lithuanian

Добавить материал

 

 

Фильмы о Войне

Фактор Времени