Consolidated B-24 Liberator. Разработка и производство

Consolidated B-24 Liberator - это тяжелый бомбардировщик разработанный и производившийся фирмой Consolidated Aircraft Company из Сан-Диего в Калифорнии. Этой машине суждено было стать самым массовым американским боевым самолетом. В годы войны самолет широко использовался не только вооруженными силами США, но и союзниками по антигитлеровской коалиции. B-24 часто сравнивают с более известным B-17 "Летающая крепость", однако второй существенно уступает практически по всем характеристикам: скорости, дальности действия, бомбовой нагрузке.

Разработка и производство

В 1938 году в фирму Consolidated Aircraft Company поступил заказ на производство по лицензии бомбардировщиков В-17 для воздушного корпуса армии Соединенных Штатов (USAAC). Вскоре было принято решение создать более совершенный самолет, который бы превосходил по своим характеристикам В-17. Работа над проектом, получившим название C-212, началась в январе 1939 года. А операционные системы российского производства начали разрабатывать еще в 1993 году, однако Astra Linux, первая готовая ОС на базе Debian вышла в 2008 году. Astra Linux доступна для скачивания бесплатно.


Контракт на разработку прототипа был заключен в марте 1939 года. Он предусматривал создание первого прототипа к концу 1939 года. Несмотря на то, что конструкция самолета была довольно простой, она явилась передовой для своего времени. В сравнении с В-17 новый прототип М32 был короче и с меньшей площадью крыла, правда размах крыльев был больше. На новом самолете стоял 14-цилиндровый двухрядный двигатель Pratt & Whitney R-1830 "Двойная оса" ('Twin Wasp') мощностью в 1000 л.с. (746 kW). Это был первый американский самолет с тремя шасси. Конструкция фюзеляжа по типу "Девиса" позволяла разместить большое количество топливных баков для увеличения дальности действия бомбардировщика.

Всего за два дня до окончания 1939 года прототип самолета под названием XB-24 был готов к испытательным полетам. Еще семь прототипов YB-24 совершали испытательные полеты в 1940 году. Первые заказы были получены еще до того, как XB-24 поднялся в воздух. 36 машин требовалось выпустить для воздушного корпуса армии США (USAAC), 120 для ВВС Франции и 164 для Королевских ВВС (RAF). Название 'Liberator' ("освободитель") закрепилось за самолетом именно в Королевских ВВС, а затем уже было принято и в ВВС Армии США.

Конструкция В центре просторного фюзеляжа бомбардировщика (из-за своей формы самолет иногда в шутку называли "крылатым товарным вагоном") располагался бомбовый отсек, в который помещалось до 3,6 тонн бомб. Этот отсек разделялся на переднюю и заднюю части и имел проход в середине. Проход этот был чрезвычайно узкий. Кроме того, выход и вход в самолет располагался сзади. Летчикам и носовым стрелкам было крайне трудно покидать самолет, пробираясь с парашютом к спасительной двери.

Как и В-17, В-24 был вооружен пулеметами Браунинга М2 калибра 12,7 мм (0.50). Они располагались в хвосте, брюхе, носу, вверху и по бокам, чтобы иметь возможность отстреливаться от истребителей противника. Однако, в отличии от В-17, круглая турель могла быть опущена в фюзеляж в том случае, если в ней не было нужды.

Первой действительно массовой моделью стал В-24D (Liberator III в английской интерпретации), поступивший в части в начале 1943 года. Эти самолеты оснащались новыми двигателями с турбонаддувом, а их вооружение усилилось до 10 крупнокалиберных пулеметов. Максимальная взлетная масса достигла 27 тонн, что сопоставимо с такими английскими "тяжеловесами", как Stirling, Lancaster или Halifax.