Руссо-Балта и Октябрьская Революция

Все началось в апреле 1917 года, когда В. И. Ленин вернулся в Россию из эмиграции. На Финляндском вокзале он произнес программную речь с броневика Austin. Так началось противостояние двух уроженцев Симбирска, двух учеников одной гимназии — В. И. Ульянова и А. Ф. Керенского. К этому времени уже свершилась Февральская революция и Николай II отрекся от престола. Заведующий царским гаражом, состоявшим из полусотни первоклассных машин, А. Кегресс сдал все дела и материальную часть представителю Временного правительства господину Гершковичу, а сам на одном из императорских Delaunay-Belleville вместе с семьей бежал через Финляндию в Швецию. Там он продал роскошную машину и вернулся на родину, во Францию.

На других Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot стали разъезжать министры Временного правительства. Премьер-министр Керенский играл в демократию, выезжал в войска на фешенебельном открытом автомобиле Minerva и выступал с зажигательными речами. Один из его первых приказов устанавливал либеральные отношения между офицерами и солдатами армии, чем стимулировал ее разложение. Даже экипажи броневиков (а их в России было около трех сотен — больше, чем в Германии) сочли, что им теперь море по колено.

После неудачной июльской попытки организовать переворот большевики стали готовиться к новой. Первоочередной задачей они поставили захват в столице средств связи (почты, телеграфа) и транспорта, в частности автомобилей. Началась беспрецедентная агитационная компания в автомобильных частях, экипажах броневиков, крупных автотранспортных хозяйствах включая бывший царский гараж. В последнем, машины которого обслуживали Временное правительство, многие водители были готовы принять сторону большевиков. Семеро из них — С. Гиль, Л. Горохов, С. Гороховик, А. Демин, П. Космачев, П. Николаев, В. Рябов — после переворота обслуживали Ленина.

Накануне октябрьского переворота в гараже Временного правительства А. Ф. Крулев взял на себя руководство и вывел все машины с водителями к Смольному. Среди этих автомобилей находились Rolls-Royce модели 40/50 1916 года А. Керенского, Renault 40 1913 года военного министра, Vauxhall 30 министра иностранных дел и другие машины членов Временного правительства. Все они были сразу включены в работу. Так, С. Гиль возил В. И. Ленина на Turcat Mery.

Вооруженные солдаты и матросы пользовались грузовиками: американскими White, Federal, Packard, Jeffery, французскими Renault и Berliet, итальянскими FIAT и SPA. Именно эти машины составляли основу автомобильных частей. Восставших поддерживали бронечасти на машинах Austin, Renault, FIAT, Garford, “Руссо-Балт”, бронированных на Путиловском заводе.

Переворот произошел в ночь с 25 на 26 октября (7 и 8 ноября по новому стилю). Ленин не хотел медлить. Первая мировая война шла к концу, Германия и ее союзники — Австро-Венгрия, Турция, Болгария — уже были обессилены. До подписания Германией капитуляции оставался год.