Возвращение войск в США после Второй мировой оказалось непростой задачей

 

Вооруженные силы США пережили невообразимый рост во время Второй мировой войны. Если в 1939 году под ружьем было 334 000 человек, не считая береговой охраны, то в 1945 году военнослужащих было более 12 миллионов, включая береговую охрану.



В конце войны более 8 миллионов американских мужчин и женщин были разбросаны за границей в Европе, на Тихом океане и в Азии. Порядок, как организовать их доставку домой был понятен, но при таких количествах людей и установленных сроках задача стала огромной головной болью. К проблеме готовились давно - начальник штаба армии генерал Джордж С. Маршалл уже создал комитеты для ее решения еще в 1943 году.

Когда в мае 1945 года пала Германия, военно-морской флот США все еще был занят боевыми действиями в Тихом океане и не мог оказать логистическую помощь. Работа по возвращению 3 миллионов человек домой в первую очередь выпала на долю армейских и торговых транспортов. Для выполнения этой задачи 300 транспортов типа "Победа" и "Свобода" были переоборудованы для перевозки войск.

Во время войны 148 000 солдат пересекали Атлантику с запада на восток каждый месяц;
на 14-месячный период проведения операции "Волшебный ковер" этот поток увеличился до 435 000 в месяц.

В октябре 1945 года, когда война в Азии также закончилась, военно-морской флот начал принимать участие в возвращении военнослужащих, переоборудуя все имеющиеся суда для транспортировки личного состава. На небольших кораблях, таких как эсминцы, способные нести около 300 человек, солдатам предлагали развешивать гамаки в любом уголке и закоулке, который они смогли найти.

Авианосцы были особенно полезны, так как их большие открытые ангарные палубы могли вместить 3 000 или более военнослужащих в относительном комфорте, с койками, иногда в пять рядов ввысь сваренных или прикрепленных к переборкам болтами.

Тем не менее, военно-морской флот не был разборчив: крейсеры, линкоры, больничные корабли, десантные суда до отказу заполнялись людьми, жаждущими добраться домой. Два британских океанских лайнера, находящихся под американским контролем, RMS "Queen Mary" и "Queen Elizabeth", уже служили в качестве войскового транспорта и продолжали делать это во время операции, каждый из которых мог перевозить до 15 000 человек одновременно, хотя и в обычном режиме в мирное время возил не более 2 200 пассажиров.

Кстати двадцать девять кораблей были специально предназначены для перевозки военных невест: женщины выходили замуж за американских солдат во время войны.

Капитуляция Японии в августе 1945 года наступила неожиданно рано, и это добавило нагрузки на операцию «Волшебный ковер». Ожидалось, что война в Азии закончится в 1946 году, но в связи с новыми сроками военно-морской флот и администрация военного судоходства были вынуждены озаботиться возвращением домой всех солдат раньше, чем предполагалось. Транспорты, перевозившие их, также должны были забирать многочисленных военнопленных из недавно освобожденных японских концентрационных лагерей. Многие из бывших военнопленных страдали от недоедания и болезней и нуждались в дополнительном уходе и удобствах.

Время возвращения домой во многом зависело от обстоятельств. "Lake Champlain", новый авианосец класса "Essex", вошел в состав ВМС  слишком поздно для войны,но  мог пересечь Атлантику и отвезти 3300 солдат домой чуть менее чем за 4 дня и 8 часов. Между тем войска, возвращающиеся домой из Австралии или Индии, иногда проводили месяцы на более медленных судах.

Огромное давление на участников операции оказывалось с целью привезти как можно больше людей домой к Рождеству 1945 года. Подоперация «Санта-Клаус» была посвящена этой цели. Однако из-за штормов в море и переизбытка солдат, имеющих право на возвращение домой, Санта-Клаус смог вернуть лишь часть планируемого личного состава вовремя, к тому же не совсем домой, но, по крайней мере, на американскую землю.

Транспортная сеть страны была перегружена: поезда, направлявшиеся на запад от Восточного побережья, в среднем отставали на 6 часов, а поезда, направлявшиеся на восток от Западного побережья, прибывали в пункт назначения опаздывая по времени в два раза.

Во время операции «Волшебный ковер» корабль ВМС США "Saratoga" доставил домой в общей сложности 29 204 военнослужащих, больше, чем любой другой корабль.

Многие недавно демобилизованные мужчины оказались застрявшими в разделительных центрах, но столкнулись с излиянием любви и дружелюбия местных жителей. Многие горожане опекали только что прибывших солдат, пригласили их на рождественский обед в свои дома. Некоторые отдавали свои билеты на поезд солдатам, а другие организовывали для солдат во время стоянок импровизированные вечеринки на местных железнодорожных станциях.

Таксист из Лос-Анджелеса доставил шестерых солдат до Чикаго; другие доставляли группы в Манхэттен, Бронкс, Питтсбург, Лонг-Айленд, Буффало и Нью-Гемпшир. Ни один из водителей не принял платы выше стоимости бензина.

В общем, установленный срок на возвращение большей части личного состава домой к рождеству оказался несостоятельным. Последние 29 транспортов, перевозящих около 200 000 военнослужащих с театра военных действий Китай-Индия-Бирма, прибыли в Америку в апреле 1946 года, завершив операцию «Волшебный ковер», хотя до сентября еще 127 000 солдат ожидали возвращения домой, чтобы, наконец, снять с плеч бремя войны.

TexVet благодарит Майка Джонсона за то, что он прислал нам этот удивительный урок истории, напоминание о жертвах Второй мировой.