Итальянский 'дизайн' русского самолета

На этапе проектирования учебного самолета все конструкторские бюро испытывали серьезную нехватку финансирования. В то же время в Европе стартовала программа Eurotrainer, предусматривавшая создание единого учебно-тренировочного самолета сразу для нескольких европейских государств. Победителю эта программа сулила крупный заказ, за который стоило побороться. Менеджеров итальянской фирмы Aeromacchi заинтересовал проект ОКБ им. Яковлева - итальянцы рассчитывали слегка его подработать под европейские стандарты и поучаствовать с ним в общеевропейском конкурсе. Итальянские партнеры убедили российских самолетостроителей, что времена чисто учебных самолетов ушли в прошлое, что современной авиации нужен учебно-боевой самолет, способный помимо обучения курсантов летных училищ выполнять ряд специфических боевых задач.

Это серьезно осложнило проектирование нового самолета. Российским конструкторам фактически пришлось разрабатывать 'с нуля' концепцию учебно-боевого самолета. Впрочем, конструкторы ОКБ им. Яковлева достойно решили эту непростую задачу, предложив учебно-тренировочный комплекс Як-130, в состав которого помимо самого самолета входят учебные компьютерные классы, процедурные пилотажные и специализированные тренажеры с интегральной системой объективного контроля. Расчетливые итальянцы напрямую денег не вкладывали, обещая оплатить труд конструкторов только после полетных испытаний нового УБС. Первый полет Як-130Д (Д - демонстратор) выполнил 25 апреля 1996 года с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Пилотировал его Андрей Синицын, летчик-испытатель ОКБ им. Яковлева. За пять лет совместной работы с итальянской фирмой Aerоmacchi было проведено множество летных испытаний на хорошо оснащенной базе этой фирмы. Полетал Як-130Д и в Словакии, ВВС которой рассматривали новый УБС как реального кандидата для пополнения парка своего воздушного флота. Летные испытания убедили и российскую, и итальянскую сторону, что опытный образец нового учебно-боевого самолета получился очень удачным. Теперь перед российско-итальянским консорциумом встала задача разработать серийный самолет в соответствии с требованиями своих заказчиков. Здесь появились вполне ожидаемые разногласия, поскольку ВВС России отказывались принимать на вооружение самолет с импортными комплектующими, а итальянцы - с комплектующими, изготовленными не в странах Евросоюза. Партнеры сумели избежать очевидного конфликта интересов и нашли выход, устроивший каждую из сторон. Было решено совместно разработать проектную документацию на так называемую базовую версию будущего самолета, на основе которой каждый сможет создать свой национальный вариант. В результате через некоторое время на мировом рынке появились два очень похожих самолета - российский Як-130 и итальянский Aeromacchi M-346. Планеры у обоих практически идентичны, а вот оборудование, двигатели и вооружение существенно различаются.